Добро пожаловать в бортовой журнал фаната BMW и его машины. В журнале освещаются три основные темы: отзывы и опыт эксплуатации BMW, суровые будни российского автолюбителя и новости марки BMW как таковой.

Избранное

За рулем в Беларуси: Руководство для экспатов

6 октября 2015, 23:57
Лукашенко за рулем

Год назад я снова сел за руль после вынужденного длительного перерыва. Водительские навыки я не утратил, а вот к белорусской культуре поведения за рулем мне еще предстоит привыкнуть. Собранные мной грабли я решил оформить в виде своеобразного руководства-наблюдения.

Страховка

В Беларуси (лучше говорить так, иначе у местных бомбит), очевидно, не работает российская страховка. На границе вам предлагают купить т. н. «зеленую карту». Она предназначена для всех иностранцев. При первом въезде её не избежать (только если вы хотите проверить свою удачу, катаясь без страховки).

Далее, если вы планируете остаться в картофельном крае на подольше, стоит купить обычное ОСАГО, как у местных. Сам не проверял, но есть ощущение, что она обойдется значительно дешевле зеленой карты. На мою машину (BMW 528i, 3л, 258 л.с.) она стоит 84 евро в год. Дешевле чем в России, даже с учетом нового курса.

Дороги

Дороги, в целом, хорошие. Особенно, если передвигаться по магистралям. Активно строятся новые шоссе. Мелкие переулки и дворовые дороги в заплатках, но с этим редко приходится сталкиваться. Да и скорость при передвижении по ним как правило не большая.

В Минске дороги шире, чем в обычном российском миллионнике. Проспекты имеют по четыре полосы в каждую сторону, много трехполосных дорог.

Культура поведения за рулем

Бульбастан в чем-то парадоксальная страна. С одной стороны, при езде за городом практически все водители съебывают вправо при виде быстро приближающихся фар сзади. Таких я всегда благодарю аварийкой.

С другой, в городе тебя хер кто пропустит при перестроении в соседний ряд. Некоторые особо упоротые даже поддают газу, чтобы ты не успел переместиться в образовавшийся перед ними карман. В отличие от московских водителей, чья психика искалечена постоянными пробками, у минчан на дороге нет чувства локтя.

Меня выручают московские номера с тремся семёрками (только в поле региона, к сожалению :-), быстрая реакция и везение. Как-то я влез между двумя автобусами в пробке настолько беспредельно, что ущемленному водителю зеленого сарая только и осталось, что пожелать мне доброго пути в открытую переднюю дверь.

Иногда пускают на светофоре, если вежливо и настойчиво попросить. Еще можно по машине и водителю с хорошей вероятностью спрогнозировать затупит ли он на старте.

Скоростной режим

Тупёж на дороге обычное явление. Большая часть водителей ездит 60 км/ч по полупустым четырехполосным (в каждую сторону) проспектам. Редкие уникумы выжимают 70. Если человек едет 80, то он, скорее всего, приезжий. Разгоняются тоже медленно, т. к. а) экономят бенз б) все равно перед тобой едут такие же овощи, куда спешить?

Особую ненависть вызывают случаи, когда три дебила занимают все три полосы двигаясь параллельно с одинаковой скоростью 60 км/ч. Еще бывает так, что на дороге заняты два правых ряда, а левый свободен. Тогда кто-то из центрального ряда перестраивается в него и продолжает, сука, ехать те же 60 км/ч! То же говно на кольце — овощи забивают левый и центральный ряд и едут свои 99 (при формально допустимых 120, см. ниже). А правый почти полностью свободен.

Сколько можно превышать

И это все при том, что за превышения до 20 км/ч фактически нет наказания. Даже менты с радаром поленятся тебя остановить — проверено на себе.

А вот после +20 км/ч начинается самое интересное. Три скоростных нарушения за год, последнее из которых больше чем на двадцать — это с большой долей вероятности лишение прав управления ТС и штраф чуть больше $100. По закону, гайцы не могут отобрать у тебя российское водительское и должны лепить штраф. Но, поскольку глава ДАI (так оно тут называется) играет в хоккей с Тем_кого_нельзя_называть, прошлой осенью я успешно отъездил 3 месяца без своего удостоверения. Начальник районного отдела выбрал оригинальный способ самоутверждения и не выписал мне штраф как бы говоря «Нам не нужны твои деньги!»

Но это была еще не вся история. Когда я пошел получать свои документы, выяснилось, что нужно иметь на руках действующую справку. Не имея веских причин обновлять её каждые два года, я был бы вынужден ехать за ней «по месту жительства» в Россию. Тут меня выручило виртуозное владение Фотошопом и доверчивость блюстителей порядка, которые согласились поверить ксерокопии. Ха-ха! Fuck the system!

Сделать справку в Минске можно, имея регистрацию. Но если есть регистрация, то вы обязаны получить местное водительское (и, вероятно, номера). В качестве бонуса — возможность получать штрафы с камер на дом. Про камеры расскажу дальше, а теперь...

Сколько давать ментам

После этого случая с лишением, я понял, что решать вопросы лучше на месте. Я не знал какой ценник, поэтому начал экспериментировать. Первый раз, оказавшись без документов, я отделался $70 (конечно в белках; пишу по курсу, чтобы было понятно сколько это). Просто потому, что больше у меня с собой не было и мой товарищ с работы говорил, что в аналогичной ситуации заплатил $90.

В следующий раз меня остановили за «две полоски». (Нет, я не езжу по встречке! Просто несущийся со скоростью 20 км/ч овощ не оставил мне выбора. Больше места для обгона не было.) Тут мне тоже светило «бесправие», но удалось договориться за половину предыдущей цены.

Однажды я повернул направо на погасшую стрелку. На руках у меня была только просроченная времянка. Добрый дядя милиционер пожурил меня, но войдя в мое тяжелое эмоциональное положение, отпустил просто так. Эмпатия спасет мир, господа!

Руководство по оплате штрафа на месте:

  1. Ведете себя вежливо, молчите.
  2. Внимательно выслушиваете, полностью признаете свою вину, искренне раскаиваетесь.
  3. Достаете нужное количество бумажек, без каких-либо устных комментариев (!) кладете их в подстаканник или куда-то туда. На вопрос «что это?» отвечаете «у вас тут кто-то обранил, я не знаю».
  4. Спрашиваете в порядке ли ваши документы и можете ли вы ехать дальше. Обычно ответ положительный. Особо упоротые забирают права у инспектора не дожидаясь ответа :-)

Важно! Есть особые гаишники. Они ездят на Крайслерах с отбойниками. Если вы попали на такого, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не доставайте деньги! В лучшем случае он откажется, в худшем вы получите судимость.

Еще слышал, что продавцы полосатых палок охотнее сотрудничают с приезжими, а у местных водил брать боятся. Дополнительная причина не менять номера.

После всех этих историй, я обзавелся радар-детектором (спасибо Андрей!) и теперь гоняю более-менее спокойно. Стоимость устройства отбилась в течение первой недели. Но имейте ввиду — 100% защиты пищалка не дает. У вас есть примерно 1 секунда, чтобы оттормозиться, если светят именно на вас. Ну и ложные срабатывания бывают, что первое время раздражает.

Камеры

По отношению к иностранцам камеры фиксации скорости работают следующим образом. Они фотографируют вас (как правило сзади) и сохраняют информацию в общую базу. Затем, когда вы проезжаете мимо специального поста (обычно на междугородней трассе), инспектор выдергивает вас из потока и одаривает пачкой протоколов о нарушении. Тут же на месте установлен алтарь подношений, где можно приобрести индульгенцию. После этого инспектор возвращает вам ваше водительское. Начиная с этого момента, в БД административных нарушений появляются записи с вашей фамилией.

По понятным причинам, независимо от количества нарушений, зафиксированных камерой, инспектор не может лишить вас права управления автомобилем. Но если нарушений больше двух, то вам стоит быть внимательным и остерегаться гаишников с «феном». Если такой вас остановит за превышение, то вы гарантированно отправитесь за своим водительским в районное отделение.

Светофоры, развязки и парковка

В Минске самые интересные светофоры. Я больше не видел таких нигде в мире. А повидал я больше 50 городов. Например, есть светофор с дополнительной секцией зеленого. На двух обеих секциях изображена стрелка вперед. Что это может значить? Почему две?

Светофоры работают не как в России. После красного загорается желтый и только потом зеленый. Но это никого не парит и еще до появления желтого некоторые отпускают тормоз и начинают красться. (Зачем, если ты все равно едешь 60???) На желтый уже вполне законно можно давить на газ.

Очень много доезжателей. Не редки случаи, когда я проезжаю по уже отмигавший свое желтый и за мной еще пару тройку машин преодолевают светофор на красный.

Есть простое круговое движение, а есть круги рассеченные насквозь одной или двумя магистралями. Такой круг можно проехать двумя разными способами — в объезд или насквозь, в зависимости от того какой светофор горит зеленым.

С парковкой в центре туго. Особенно в рабочие дни. Платных парковок мало, но и они не всегда заняты, потому что местные не привыкли за нее платить. Из-за того, что с парковкой беда, люди ставят машины как придётся. Иногда нарушителей эвакуируют. Об этом я тоже узнал на своем опыте. Первый раз штраф около $10 + $30 за эвакуацию. Второй — уже $20.

В общем, жить можно, если привыкнуть :-)

Почему люди таксуют на дорогих машинах?

8 мая 2014, 20:05

Не знаю как вас, но меня этот вопрос беспокоил всегда. Время от времени я задавал его таксистам попадавшим в эту категорию. И вот наконец собралась критическая масса информации, достойная отдельного поста. Последняя капля в этот сосуд сорвалась не далее как вчера.

Если вы ждете, что сейчас я дам простой ответ, то спешу вас огорчить. У разных людей разные причины, но, как мне кажется, есть какая-то общая идея.

Один знакомый, Григорий, который владеет небольшой но гордой службой такси в Москве, недавно поделился у себя в фейсбуке парочкой писем от страждущих бомбил.

Здравствуйте! С целью дополнительного заработка и лучшего ознакомления с Москвой ищу подработку в такси на личном автомобиле Range Rover Vogue 2009 года

или вот:

Здравствуйте, Буду рад включению моего автомобиля Porsche Panamera Turbo в Вашу команду

Почему человек решается таксовать на Порше Панамера, мы скорее всего не узнаем, но наверняка причина в том, что машина ему не принадлежит. Либо он просто живет не по средствам. Григорий же предлагает нам еще такой вариант:

У меня как-то работал 20-летний мгимошник на Infinity FX35 с оранжевой кожей. Ему отец тачку-то купил, а карманных денег не давал.

В далеком 2008-м (или еще раньше?) меня приглашали на собеседование в Price Waterhouse Coopers в Москву. В аэропорту меня встречал таксист на огромном глазастом Мерседесе. Тогда я еще не задавался обозначенным вопросом, но ответ был дан мне заранее.

В перерыве между порицанием членовозов с мигалками и активной застройки центра города, мой московский водитель рассказал мне почему он не пристегивается:

Я считаю это мое личное дело хочу ли я выжить в аварии или нет. Может быть мне без этой машины жизнь не мила?

Спаси и сохрани вместо ремня безопасности

(фотка из интернетов, но у него такая же штука была)

Поставленный им вопрос, конечно же являлся риторическим. Он давно понял, что стал одним целым с этим слегка потрепанным продуктом достижений немецкой науки!

Еще одну похожую историю я слышал про киевлянина, таксующего на Туареге. В определенный момент дела у нашего героя пошли из рук вон плохо и ничего не оставалось как подрабатывать извозом. Но здравомыслящий человек может спросить: Почему бы просто не продать машину?

Понимаешь, братиш, я когда сажусь за руль этого автомобиля мне сразу становится легче. Кажется, что жизнь уже не такая тяжелая и не все так плохо. Это моя личная территория счастья!

Что касается меня, то я тоже не испытываю иллюзий насчет того зачем мне BMW. Совершенно ясно за что я (и не только я) готов платить такие огромные деньжищи: взгляды прохожих и пассажиров общественного транспорта, расспросы попутчиков, тапка_в_пол на светофоре и «вот это все...»

Есть правда один момент, который отличает меня от таксистов — я знаю (теперь!) как разумно управлять своими финансами :-)

Еще один отзыв о BMW i3 из Голландии

23 февраля 2014, 6:16

Этот текст является переводом отзыва голландского автолюбителя о своем BMW i3. Ранее я публиковал еще один отзыв от владельца такой же машины из Великобритании. Далее по тексту мои примечания будут выделены курсивом.

Также обратите внимание на подробную статью с описанием особенностей BMW i3

Привет, меня зовут Хил и принял Электромобилизм в субботу, 30 декабря 2013 года.

Мой прошлый опыт владения BMW

Перед i3 у меня была 5-дверная 118i (F20), которую я купил из-за комфорта и экономии топлива. Она была менее спортивной машиной, чем моя предыдущая Z4M Coupe, но могла предложить разные режимы работы подвески и больше пространства внутри. Сразу после выхода «единички», бмвэшники запустили программу ActiveE и представили концепты i3 и i8 в Роттердаме. Небольшой тест-драйв по снежным дорогам сделал меня и моего старшего сына Тома (тоже автолюбителя!) поклонником концепции «i».

Длительное ожидание...

Прошедшим летом, BMW выделила для Голландии производственные слоты на i3. В начале сентября заказ на автомобиль был оформлен и после некоторых глюков в процессе заказа (не тот цвет и не все опции!), я получил свой BMW i3 в начале зимы: на зимних шинах, цвета ионное серебро (что чуть голубее, чем просто серебро) и с классными адаптивными LED фарами.

 BMW i3 вид сбоку

Ежедневное использование

Я использую машину в основном для небольших путешествий от одной деревни к другой. Будучи сельским семейным врачом, весьма приятно навещать пациентов в разогретом автомобиле!

Казалось бы, эка невидаль садиться в теплую машину? Ведь обладая достаточной склонностью к изврещениям, автозапуск можно поставить даже на старенький ВАЗик. Но все дело в том, что в «зеленой» Европе холостая работа работа [бензинового или дизельного] двигателя считается злостным загрязнением окружающей среды и нещадно карается штрафом.

Единственное оборудование, которое я использую для обслуживания машины — это стандартная розетка, которую я получил вместе с машиной. Ее мощности в 3.4 кВт вполне достаточно, чтобы быстро зарядить автомобиль для обеспечения моих ежедневных поездок. Время от времени я совершаю более далекие путешествия на встречи, различные обучающие курсы или чтобы навестить родственников и друзей. В таких поездках я преодолеваю расстояние в 100-140 км (видимо, в одну сторону), но полагаясь на данные моего i-Агента (и BMW), это не создает никаких проблем для машины. Для подзарядки в пути, можно воспользоваться растущей сетью «быстрого электопитания» Fastned.

 Зарядное устройство Fast DC

По данным официального сайта (fastned.nl), построено уже целых 5 станций! Но если взглянуть с другой стороны — Голландия не самая большая страна. Да и в России станций для зарядки электромобилей чуть менее, чем нисколько.

Начало приключений

Верная зову электромобилизма, наша семья отправилась на i3 отмечать Новый год туда, где мы всегда это делаем — у наших хороших друзей. Они живут в 103 километрах от нас. Перед поездкой бортовой компьютер сообщил, что запас хода составляет 120 километров, что более чем достаточно. Но полагаясь на его данные, будьте внимательны! Эта цифра рассчитывается исходя из манеры езды, а я на тот момент проехал всего 70 км.

Мы выехали из дома в 6 вечера. На улице было 5 градусов по Цельсию выше нуля, дул небольшой встречный ветер. В машине было трое взрослых, багажник тоже был заполнен. Управляя автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, я обычно держу курсовую скорость около 115 км/ч на автобанах. На двухполосных дорогах еду около 100 км/ч. В тот вечер я решил придерживаться этого стиля и за рулем электромобиля.

Через 40 км у нас осталось только 50% заряда батареи! Но как же так? Ведь BMW уверяли нас, что запас хода автомобиля составляет 130 км на полном заряде, а не жалкие 80!

На самом деле, на официальной странице приведены еще более оптимистичные характеристики: 130-160 км для среднестатистической манеры езды и 190 км при максимальной экономии.

При таком раскладе нам бы пришлось идти до места назначения еще 20 км пешком. Что делать? Вернуться назад и взять запасную машину на бензине или поискать подзарядку?

Салон BMW i3, фото владельца

Я знал, что по дороге должна быть станция быстрой зарядки, так что мы решили ехать дальше. По ошибке мы съехали с автобана не в том месте и нам пришлось намотать 10 лишних км, чтобы вернуться на дорогу. Результатом моего первого знакомства с общественной станцией зарядки (EVSE) стало разочарование. В борьбе с погодными условиями, еле разобравшись в темноте как и куда вставлять штепсель, я выяснил, что быстрая зарядка не заряжает! Тогда я обратился в службу поддержки ANWB (вероятно, служба помощи на дорогах), где мне сообщили о существовании рабочей станции зараядки в 30 км вдоль нашего маршрута. И снова вопрос: что делать? Мы решили рискнуть!

К этому моменту я уже начал немного соображать и разобрался с меню бортового компьютера. Оказалось, что первоначально мы двигались в неэкономичном но более спортивном режиме Comfort. Переключение в режим EcoPro (EP) увеличило запас хода с 55 до 65 километров, а в EcoPro+ (EP+) мы могли бы проехать еще целый 81 километр! Его-то мы и выбрали. На автобане я пристроился за нерасторопным (85 км/ч) домом на колосах, чтобы перестраховаться.

Пока мы ехали остаток пути, наши руки и ноги окоченели! Надо признаться, что EcoPro+ помещает обитателей электромобиля в спартанские условия — печь и обогрев сидений не работают. Но зато мы успешно добрались до дома наших друзей и у нас осталось еще 3 километра в запасе. Так мы стали настоящими первопроходцами в канун нового года!

Транспорт прошлого и будущего: повозка и электромобиль

Попытка №2

Через неедлю у меня была запланирована встрече в Утрехте, в 138 км от дома. Вы наверно могли подумать, что после, после леденящего новогоднего опыта я бы даже не стал рассматривать возможность более дальней поездки на электромобиле. Но, друзья мои, ведь никто не говорил, что нести свет электромобилизма в массы будет легко!

В этот раз все прошло хорошо поскольку я подготовился. Чтобы победить холод, я положил бутылку горячей воды себе на колени и сверху накрыл ноги флисовым одеялом. С самого начала я ехал не очень быстро (максимум 100 км/ч, т. к. сопротивление воздуха растет с квадратом скорости особенно сильно после этой отметки) в режиме EP+ и строго следовал EcoPro маршруту проложенному встроенной навигацией. Система выбирает дороги с меньшей максимальной скоростью, но сам путь получается короче.

Моим первым пунктом назначения была общественная станция зарядки в 10 км от места встречи. В багажнике у меня на всякий случай лежал складывающийся велосипед (да, он туда поместился!). Но по мере езды мой запас хода увеличивался! Перед отправлением он составлял 124 км, а после первых 25 км пути — в запасе все еще было 119 км. Такая магия мне по душе. На фривэе я попал под сильный встречный ветер, так что я «спрятался» в воздушном мешке за грузовиком и ехал на круизконтроле на скорости 93 км/ч. Если не считать порывов ветра, то в салоне было очень тихо и я смог насладиться радио пока ехал. В итоге я достиг конечного пункта назначения без подзарядки. Запасаходофобия в прошлом!

Эта история напоминает бородатый анекдот про эплофагов. Если бы Apple начала производить автомобили и они ездили бы только прямо, то фанаты марки нашли бы тысячу причин обосновать, что все так и должно быть.

BMW i3 заряжается на станции быстрой зарядки Fastned CCS

На парковке присутствовала зарядка, которая заряжала на мощности 3.4 кВт вместо ожидаемых 7.4 кВт. Через 2.5 часа уровень заряда батареи повысился с 5 до 27%, чего было явно недостаточно чтобы добраться домой. Вся надежда была на велосипед Но текущего запаса хода хватало до ближайшей станции Fastned DC с мощностью зарядки 50 кВт, находящейся в 40 км езды. За полчаса я пополнил батарею более чем на 90%. И этого хватало чтобы добраться до дома с комфортом.

Когда сеть Fastned увеличится с текущих 5 станций до 100 в конце 2014 года, дальние путешествия по Голландии на электромобиле перестанут быть проблемой. К 2015 году планируется ввести в эксплуатацию целых 200 станций зарядки, по одной на каждые 40-50 километров скоростных дорог.

Режимы EcoPro EcoPro+ и Comfort

Разница между режимами Comfort и EcoPro состоит только в акселерации. Режим Comfort в i3 это тоже самое, что режим Sport в BMW с двигателем внутреннего сгорания. EcoPro отличается от EP+ тем, что в последнем отлючается подогрев салона и сидений. В зимний сезон езда в EP+ превращает салон в холодильник, даже с бутылкой теплой воды и одеялом на коленях.

Мой совет таков: если нехватает запаса хода, перейдите в режим EcoPro. Печь выключите вручную. В этом случае подогрев сидений будет работать и, насколько я понял, мало повлияет на расход батареи. Если запотеют окна, ненадолго включите печь.

Выводы

Да, BMW i3 — это транспорт будущего! Он быстр, не создает шума, экономичен и безопасен для окружающей среды. Запасоходофобия не настигнет вас, если вы будете двигаться в соответствии с выбранной целью (большее расстояние или веселье). И поскольку эта машина творение BMW, то веселье начинается у самых ворот вашего дома!

Оригинал статьи на английском

Если у вас есть опыт владения электромобилем, то я с удовольствием опубликую ваш рассказ у себя в блоге. Пишите: mailbox@bmwlog.ru

Статистика пострадавших в ДТП: Россия и остальной мир

11 февраля 2014, 11:05

Недавно мне попалась интересная инфорграфика на тему аварий на дорогах нашей необъятной родины. И я решил не просто опубликовать ее, а поместить в релевантный контекст: сравнить как дела у других. Примерный результат мог бы предсказать любой мыслящий человек, но не обошлось и без открытий.

Данные по России брались из двух разных источников. Поэтому возможные некоторые незначительные расхождения.

Статистика аварий и пострадавших по России

В 2009 году в результате ДТП на дорогах, в России погибло чуть меньше 28 000 человек. Хорошая новость — количество смертей понемногу уменьшается каждый год, начиная с 2005.

Основной причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения (67.4%). На втором месте — неудовлетворительное состояние дорог (16.3%). Неожиданное большую долю среди виновников ДТП занимают пешеходы (11%). Гораздо реже происшествия случаются по вине пьяных водителей (4.9%). Неисправность транспортных средств почти никак не влияет на аварийность (0.4%).

Выходит, что обязательный техосмотр, которые многие просто покупают, абсолютно бесполезен. А у трезвого пешего в два раза больше шансов спровоцировать аварию, чем у пьяного за рулем!

Пристегните ремни!

Только 6% водителей и 13% пассажиров на переднем сидении намеренно не используют ремни безопасности. Подавляющее большинство россиян — разумные люди. Даже треть задних пассажиров обязательно пристегивается. И как показывает практика, не напрасно.

Плата за беспечность

Отдельно хочется рассмотреть вопрос кто страдает больше всего в результате халатности участников дорожного движения. 53% пострадавших — это водители и пассажиры легковых авто. Сравнивая эту цифру с распределением причин аварий, можно сделать предположение, что сидя за рулем человек создает больше проблем другим, чем себе.

Пешеходы же платят втройне: будучи виновниками в 11% ДТП они составляют 33% от числа пострадавших. Велосипедисты и мотоциклисты страдают в 9% случаев. Не исключено, что подавляющее большинство из этой группы это все же мотоциклисты. Слышал где-то, что больные, ожидающие пересадки органов, очень радуются началу мото-сезона. Ведь байкеры по многим показателям являются отличными донорами — молодые, здоровые, в результате аварии чаще всего ломаю шею или теряют голову; органы не страдают.

Ситуация в других странах

Для получения общей картины я проанализировал статистику в США, Германии, Турции, Китае и России. Выбор по большей части эмпрический, но не лишенный смысла: разные стадии экономического развития, разные культуры и отношение к автомобилям. Для анализа был выбран 2009 год, поскольку на этот период приходится наибольшая плотность доступных данных. Динамика оценивается по 2005-му и 2000-му годам по аналогичной причине.

Статистика пострадавших / смертей в ДТП, количество человек, 2009 год:

  • США: 2 251 000 / 33 800
  • Германия: 401 823 / 4 150
  • Турция: 205 704 / 4 300
  • Китай: 275 125 / 67 800
  • Россия: 283 143 / 27 650

Согласно имеющейся информации, во многих странах мира наблюдается отрицательная динамика числа пострадавших в сравнении с предыдущими годами. В США количество пострадавших в ДТП в сравнении с 2000 годом сократилось примерно на треть, в Германии — на 20%. По Китаю нет точных данных, но оценка оптическим методом дает падение травматичности примерно в 2 раза. Даже безрукие водители не в состоянии сломить тренд.

Безрукий король вождения

В Турции же наоборот — количество жертв только растет. За выбранные 10 лет, число пострадавших на дорогах возросло более чем в 1.5 раза. В одной из статей с названием типа «10 курьезных фактов» прочитал, что турки обязаны возить с собой в багажнике пластиковый пакет для трупа. На всякий случай или, что более вероятно, в качестве фактора, мотивирующего к более аккуратному вождению. Но, видимо, такие меры не способны сдержать горячий южный темперамент.

У России как всегда свое особое место. С одной стороны, травматичность в 2009 году в сравнении с 2000 значительно возрасла (+33%). С другой — пик количества пострадавших пришелся на 2005 — 2008 года и сейчас график понемногу идет на спад. Хочется верить, что в нашей стране понемногу повышается безопасность дорожного движения. Но холодная логика подсказывает, что на снижение числа травм, по всей вероятности, больше влияют пробки в крупных городах (меньше скорость = меньше риск) и импорт более защищенных иномарок.

Ранее мной публиковался пост раскрывающий видение российской культуры вождения иностранцами. Почитайте, очень весело! Видеорегистраторы: последняя надежда на выживание и справедливость в России

Что значат цифры?

Обсуждая статистику в разных странах, в первую очередь нужно обращать внимание на тренды, а не на абсолютные цифры. То что в США в 10 раз больше пострадавших чем в России, вовсе не значит, что у нас ситуация на дорогах лучше. Необходимо учитывать количество машин, сценарии их использования, зрелость инфраструктуры и другие факторы.

К примеру, в 2009 году в США на 1000 человек приходилось 439 легковых автомобилей и был заметен 5 летний тренд по сокращению их удельного количества. В России на тот момент было 233 автомобиля на 1000 жителей и график показывает значительный рост в сравнении с 2005 годом (цифр за более раниий период нет). В Китае, Германии и Турции также наблюдается увеличение числа машин.

Если соотнести пострадавших с числом автомобилей, то можно получить примерную картину безопасности движения.

Количество пострадавших, человек в расчете на 1000 автомобилей, 2009 год:

  • США: 16.70
  • Германия: 9.61
  • Турция: 22.80
  • Китай: 5.99
  • Россия: 8.37

Количество смертей, в расчете на 1000 автомобилей, 2009 год:

  • США: 0.25
  • Германия: 0.10
  • Турция: 0.48
  • Китай: 1.48
  • Россия: 0.85

Обратите внимание, что при минимальной плотности пострадавших, Китай и Россия с большим отрывом лидируют по количеству смертей. Причин тут может быть несколько: менее безопасные автомобили, неоперативная работа экстренных служб, плохая медицина, грубое нарушение ПДД.

Относительно высокую плотность пострадавших в США можно проиллюстрировать историей, которая приключилась со мной в 2010 году. Выруливая с парковки, я задел проезжавший мимо микроавтобус с китайской семьей на борту. Оба автомобиля получили незначительные повреждения (царапины на бампере и двери), т. к. двигались с небольшой скоростью. Никто из пассажиров не пострадал. Довольный китаец записал данные моей страховки и мы благополучно разъехались. Через месяц я узнал, что «пострадавший» получил $8000 компенсации от моей страховой компании на основании справки от врача о возникших головных болях.

Интересно, что в Китае пострадавших меньше всего. Тут я вижу две причины. Во первых, низкая плотность автотранспорта (0.034 авто на человека против 0.233 в России) — в малоразвитых городах не с кем сталкиваться, а в крупных мешают пробки. А во-вторых, кто этих китайцев считает? Если в Москве полицейские не регистрируют незначительные происшествия чтобы не портить статистику, то и хитрые глаза китайских чиновников наверняка закрываются на мелкие ссадины и ушибы: «Вы потеряли палец? Это менее 0.1% массы тела. О каком значительном ущербе вы говорите?» Косвенно это предположение подтверждается тем фактом, что в нашей пятерке Китай абсолютный чемпион по смертности на 1000 автомобилей, что несколько конфликтует с плотностью пострадавших.

Прогнозы на будущее

Google обещает, что как только беспилотные автомобили станут частью нашей повседневной жизни, ситуация на дорогах (в тех странах где они есть) резко улучшится. По прогнозам компании, пусть даже чересчур оптимистичным, количество ДТП снизится на 90%.

Источники данных:

Ctrl + ↓ Ранее